Родительское собрание
Идеальные родители глазами детей,
идеальный ребенок глазами родителей.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
С.Брант
«Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…»
Януш Корчак
Ход собрания
1. Вступительное слово.
-Часто ли вы задумываетесь над тем, хорошие ли вы родители
для наших детей и справляетесь ли вы со своими обязанностями воспитателей?
Тест «Какие мы родители»
Итак, какие вы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы:да, нет, иногда.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио
на эту тему?
2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3. Если ребенок предлагает вам помощь, примите ли вы ее, даже если при этом
дело может задержаться?
4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не
является ли его поведение результатом вашего воспитания?
5. Используете ли вы формулу запрета или приказа только тогда, когда это
действительно необходимо?
6. Считаете ли вы ,что последовательность, есть один из педагогических
принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него
существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для
гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет
времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Ключ к тесту.
За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «Иногда» и
отрицательный – 0.
Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя
говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту
поговорку и не мешкая заняться повышением образования в этой области.
От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой
и своими итогами в этой области следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить
детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас за это полностью вознаградят.
Более 15 очков.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не
менее не останавливайтесь на достигнутом.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители -
первые воспитатели и учителя ребѐнка. В повседневном общении с родителями
он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт,
усваивает нормы поведения.
Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их
эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств
близких ему людей, ребѐнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт.
Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве -
положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает:
заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или
суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всѐ это
своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности
человека.
Будет ли первоначальный опыт общения ребѐнка со взрослыми
положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном
коллективе.Если взрослые всѐ своѐ внимание концентрируют на том, чтобы
удовлетворить любое желание, любой каприз ребенка, создаются условия для
процветания эгоцентризма.
Если же ребѐнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания,
он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе
упрямство, капризы.
Там, где ребѐнок равноправный член семьи, причастен к еѐ делам,
разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определѐнные
обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него
активной положительной жизненной позиции
К сожалению, современное состояние семьи можно охарактеризовать как
кризисное.
Растѐт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют
ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.
Более того, появились так называемые "семьи риска", где родители пьют, бьют
детей. Не уменьшается волна детской преступности, жестокости, агрессии.
Истоки этого прискорбного факта можно наблюдать уже в дошкольном
возрасте.
В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены,
и это раздражение, как волна, накрывает душу ребѐнка. Закручивается некая
пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может
прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям - так ребѐнок
протестует против негатива, его окружающего.
- А считаете ли вы себя идеальными родителями?
У любого идеального родителя есть как положительные, так и отрицательные
качества. Согласны ли Вы с этим?
Педагогический тренинг
- Я посылаю по рядам 2 листа с изображением родителей. На одном листке
силуэт родителей представлен синим цветом. И на них я попрошу написать
отрицательные черты характера родителей, или, другими словами, написать какие не
должны быть родители. На другом силуэты в красном цвете, напишите на этом
силуэте положительные черты характера родителей.
Проводится сравнительный анализ выполненной работы.
Качества идеальных родителей.
Первая характеристика — это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть,
независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям ипредставлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие — это
основа конструктивных отношений с ребенком. Важно, чтобы эти отношения были
настоящими, так как ребенок чувствует любую фальшь. Если родители, самые
близкие, значимые, авторитетные люди, не готовы дать нам безусловную любовь, то
чего же мы можем ждать от других людей? Только родители способны любить
ребенка независимо от того, худой он или толстый, интеллектуально одаренный или
тугодум, гиперактивный или неторопливый, красивый или не очень.
Вторая, не менее важная характеристика, — это помощь в понимании мира,
обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения. Здесь задача
родителей — объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те
люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы
дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ
помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем. Ребенок,
которому неизвестны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует
себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает
устанавливать грань допустимого и дозволенного. Чаще всего это приводит к
нарушениям поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов.
Здесь, во-первых, важно взвесить принципиальность и важность запретов, во-вторых,
определить форму, в которой выставляются ограничения и запреты, в-третьих, следует
наказание и осуждение поступка, а не личности в целом.
Третья характеристика идеальных родителей — это последовательность и
согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для
воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций,
поощрений и наказаний. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы
разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше
настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с
которыми общается ребенок. Разногласия взрослых по поводу воспитания ребенка —
явление распространенное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих
разногласиях.
Четвертая характеристика идеальных родителей — умение слышать и понимать
ребенка. Умению слышать и понимать ребенка, строить с ним конструктивные
отношения можно учиться. Человек не рождается на свет профессионалом ни в одной
области, в том числе и в профессии родителя. Помните, что ребенок совсем не обязан
быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой.
Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным
навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую
является неприятие родителями тех или иных черт сына или дочери, неадекватныереакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на
жизнь ребенка в самых разных сферах.
Важно отмечать любые успехи ребенка, пусть даже минимальные. Важно
помнить и о воспитании собственным примером. Следует научиться не просто
слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания.
Необходимо уметь доносить до ребенка свои требования, пожелания и предложения.
Для сообщения ребенку своих идей и мнений стоит выбирать эффективные методы.
Расти вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подростками на разных
этапах развития стоят разные задачи — так можно сформулировать пятое качество
идеальных родителей. Многие родители говорят о том, что на определенных этапах
развития ребенка общение с ним доставляло удовольствие, не возникало сложностей,
а какие-то этапы были особенно сложны. Кому-то лучше всего было иметь дело с
младенцем, кто-то с восторгом пережил возраст «почемучек» (4-5 лет), а кому-то
удается найти гармонию с подростком или стать другом юноше или девушке.
Причина здесь лежит в наших индивидуальных особенностях. Но истинно
хорошие родители растут и меняются вместе с ребенком, предоставляя ему столько
свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития
Наша взрослая задача — «сопровождать», быть рядом сначала физически, а
затем рационально и эмоционально, подтверждая свою готовность к диалогу и
поддержке, но не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то
жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и
удовлетворять свои потребности.
Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие — следующая
характеристика идеальных родителей. Принять тот факт, что ребенок не часть нас, а
самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать
решения и совершать выбор, могут лишь те родители, которые ценят и свою свободу,
дорожат своей самостоятельностью.
В раннем детстве родитель — высший авторитет, судья и образец. Но подростку
уже важнее найти свое место среди сверстников, а потом в жизни ребенка появятся
другие близкие люди. К тому факту, что придет другой мужчина или другая женщина,
с которыми наш ребенок будет делить радости и горести, тоже надо быть готовым.
Сегодня, уважаемые родители, мы с вами говорили, казалось бы, о простых
истинах. Однако как трудно в нашей повседневной жизни следовать этим нехитрым
заповедям, как трудно соответствовать громкому эталону — «идеальный
родитель». И все же это необходимо, ведь на карту поставлены судьбы неабстрактных, а реальных, наших единственных и неповторимых детей. Пусть наши
отношения с ними будут гармоничными и пусть ваши дети с гордостью говорят
окружающим: «Мои родители — идеальные!»
Хотите узнать мнение ваших собственных детей?
Вашим детям была предложена анкета «Родители глазами детей» 13 опрошенных
детей.
1. Понимают ли вас родители?
Да – 9 Нет – 4
2. Любят ли вас родители? Да – 13 чел.
3. Помогают ли в решении проблем? Да – 13
4. Идеальный родители – это …продолжите фразу
Добрые – 13 чел.
Хорошие – 8
Любимые – 4
Ласковые – 3
Умные, трудолюбивые, заботливые, чувственные – 1
5. Мои родители это – продолжите фразу…
Добрые – 4 чел.
Семья – 2
Любовь – 1
Дружба – 1
Чувственные – 1
Счастье – 1
Вежливые – 1
Самые красивые – 1
Хорошие родители -1
Умницы – 1
Люди – 1
Это мои друзья – 1
6. Правильно ли вас воспитывают ваши родители?
Да -12 нет – 1
7. Хотели бы вы быть похожими на своих родителей?
Да – 9
Нет – 3
Да, нет – 1
8. Считаете ли вы свою семью счастливой?
Да -12 нет -1Итак, мы говорили с вами об идеальных родителях
Пришло время поговорить об идеальном ребенке.
Опрос: Идеальный ребѐнок, по вашему мнению, это …продолжите
(Родители называют варианты)
СТАТИСТИКА
Идеальный ребенок (по мнению опрошенных родителей)– это ребенок,
который:
Слушается во всем своих родителей;
Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
Помогает старшим братьям, сестрам и взрослым, не обижает младших;
Умеет отвечать за свои поступки;
Самостоятелен и активен;
Имеет друзей и дорожит ими;
В любой ситуации всегда говорит правду;
Дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно
относится к своим родителям;
Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;
Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет
добиться в жизни.
Это исследование показало, Что зачастую то, что значимо для взрослых в
воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.
Для этого достаточно всем членам семьи выполнять Следующие очень простые
правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи:
Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода,
Не увлекаться критикой; Маленькому и большому человеку гораздо приятнее
узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.
Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям.
Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!И еще. Уважаемые родители, часто ли вы задумываетесь над тем, хорошо ли
вы - родители справляетесь со своими обязанностями?
Как известно, кроме обязанностей перед школой , родители имеют права.
ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ
На выбор для своих детей форм образования и видов образовательных
учреждений.
На прием детей в школу в соответствии с Уставом школы.
На ознакомление с Уставом школы.
На ознакомление с ходом и содержанием воспитательного и образовательного
процесса
При возникновении спорных вопросов обсуждать их с директором, педагогами
школы.
Требовать соблюдения прав ребенка.
На полную информацию о учебно-воспитательном процессе.
ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их
физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию,
воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое,
унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
Следить за внешним видом, поведением своих детей.
Обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские
принадлежности, спортивная форма).
Выполнять Устав образовательного учреждения.
Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для
всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и
т.д.).
Регулярно посещать родительские собрания
Соблюдать внутренний распорядок школыПамятка для родителей:
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
подробнее... / свернуть