1. Высокая тревожность – ребёнок боится возможных неудач: боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку и делает их множество, боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т.д.
Рекомендации:
1) Новое вызывает тревогу у людей любого возраста. Поэтому нужно, чтобы ребенок познавал всё новое совместно со взрослыми. Его желание продемонстрировать родителям свои новые достижения и отсутствие боязни совершить ошибку будут способствовать развитию интереса к учебе. Поэтому, уважаемые родители, проводите с ребёнком как можно больше времени. Изучайте его склонности и интересы. Поддерживайте его начинания.
2)
Без примера ничему не выучишься.
Ян Амос Коменский.
|
|
Страх – не лучший помощник. Поэтому под строгим надзором, в условиях уговоров, угроз и наказания у ребёнка будет расти ненависть, отвращение к учёбе и неуважение к
Вам. Попробуйте связать процесс обучения с положительными
ассоциациями. Делайте акцент на успехах ребёнка: вместо «ты не сумел» говорите «сегодня уже лучше, но пока не достаточно хорошо» или «я знаю, ты можешь лучше!». Не пытайтесь сравнивать своего ребёнка с кем-то другим, сравнивайте только с ним самим: «Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня три, молодец!».
2. Инфантилизм, незрелость ребёнка – в 7–8 лет на первом месте по- прежнему сохраняются игровые интересы, а в более старшем возрасте отмечается отсутствие чувства ответственности.
Рекомендации:
1) Покупайте ребёнку такие игрушки, которые позволили бы ему длительное время изучать или открывать для себя что-то новое, предоставьте ему место, где он мог бы практиковать свои новые навыки. Например, организуйте во дворе песочницу и разместите там воду, глину или песок. Когда у детей будет возможность что-либо слепить, заполнить и налить, они через игру будут учиться создавать и измерять что-либо.
Покупайте детям игрушки, которые стимулируют креативность и свободу собственного выражения, например, что-либо вроде предметов для занятий декоративно-прикладным искусством или набора для рисования, который содержит все необходимые инструменты, с помощью которых ребёнок сможет рисовать, чертить и раскрашивать.
2) Учёба – приятный, полезный и интересный процесс. Приучайте детей к этой мысли сначала в играх, потом в поиске верных решений и выборе правильных вариантов в учебных ситуациях. Ребенок не должен воспринимать учебу как наказание, скорее как вид игры – интересной и полезной. Продолжайте играть с ребёнком в свободное от учёбы время.
Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).
3) Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут следующие правила:
- начинайте делать уроки после периода отдыха от школы;
- начинайте выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче;
- делайте кратковременные перерывы через 15–20 мин.;
- поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу во время выполнения домашнего задания: обязательно хвалите ребёнка не только за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.
3. Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребёнка – учиться слишком трудно или, наоборот, слишком легко
– и в том и в другом случае становится неинтересно. С одной стороны, потеря интереса к учёбе может возникнуть, если ребенок не имеет
Чему бы ты не учился, ты учишься для себя.
Гай Петроний.
|
|
необходимой базы знаний, неусидчив, ленив, плохо усваивает материал. С другой стороны, если ребёнок хорошо подготовлен, умеет писать, читать,
считать, ему приходится выслушивать по десять раз одно и то же, наблюдать, как другие дети с трудом отвечают на простые вопросы. Ему может стать скучно, поскольку всё даётся очень легко. Он не учится преодолевать трудности, чтобы получить новые знания. Может наступить такой момент, когда от ребенка для усвоения нового материала потребуются усилия, а он уже отвыкнет их прилагать, надеясь на прежнюю базу. И тогда из успевающих учеников он перейдет в категорию отстающих.
Рекомендации:
1) Устанавливайте связь изучаемых понятий, процессов и явлений с практической деятельностью в повседневной жизни на конкретных примерах. Постоянно обсуждайте с детьми всё, что происходит вокруг. Объясняйте реальную ценность знаний того или иного предмета. Приведите примеры из Вашей жизни, из жизни Ваших родственников, общих знакомых или известных людей, как Вам пригодились те или иные знания из школьной науки.
2) Учите своего ребёнка задавать вопросы к заданиям и упражнениям:
Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека.
|
|
«Чему ты научишься, выполняя это задание? Почему тут вместо цифры точка?». Объясните ребёнку, что нельзя молчать на уроках, если он не понял
преподнесенный учителем материал, это не стыдно! Нужно обязательно попросить учителя объяснить всё еще раз! Если оставить пробелы в учебной части сегодня, то завтра можно получить «двойку». Учите ребёнка сравнивать задания, которые он выполнял вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь, или наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать в ребенке желание пополнять свои знания.
4. Излишняя требовательность со стороны родителей, которая может вызвать протест ребёнка против родительских надежд и ожиданий – если родители преувеличенно эмоционально реагируют на «плохие» отметки в школьном дневнике, ребёнок чувствует, что ему не доверяют. Стремление к обособленности, осознание себя как самостоятельной личности могут подавлять его желание учиться.
Рекомендации:
1) От ошибок не застрахован никто, Ваш ребёнок тоже может ошибаться. Постарайтесь сохранять терпение и спокойствие, найдите способ
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Конфуций.
|
|
исправить ошибку. Ребёнок может получить очень серьезную психологическую травму, если преподнести ему его ошибку в учёбе как
непоправимую трагедию. Поэтому нужно не ругаться, а подбодрить, вместе исправить то, что не получилось. Это важно не только для учебы, но и для формирования правильного отношения к различным жизненным ситуациям.
2) Нельзя ассоциировать учёбу с наказанием. Вы должны редко замечать минусы ребёнка, а основное внимание посвящать плюсам, похвале. Радуйтесь любым достижениям и особенно – старанию. Для Вас главное – не заставить, а заинтересовать ребёнка. Хвалите его за то, что в этот раз он сделал меньше ошибок в контрольной работе, уже запомнил два четверостишия т.д. Поощряйте все успехи ребенка, даже если они кажутся Вам не столь существенными.
3) Не ограничивайтесь похвалой или словами поддержки, только если ребёнок сделал что-то хорошее. Такой подход заставит его избегать ошибок и трудностей. Если Ваш ребенок пришёл из школы, получив неудовлетворительную оценку, не кричите, не ругайте его. Сделаете только хуже, поскольку постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект: заставляет ребенка занять оборонительную позицию. Отнеситесь к этому с пониманием и скажите слова поддержки. Возможно, ему потребовалось мужество сказать Вам о плохой оценке, в таком случае ваша реакция будет особенно важной.
4) Не лишайте ребёнка любимых вещей в наказание, поскольку сами по себе плохие оценки – это уже наказание для него. Подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противоречие вместо ожидаемого компромисса. Ваш ребёнок может почувствовать себя нелюбимым ребёнком в семье.
5) Не ждите быстрых результатов. Помните: любовь, терпение и понимание – лучшие средства от плохой успеваемости.
5. Конфликты с учителями – у детей очень развито чувство
«справедливости», и незаслуженные обиды, как и неполученное поощрение, они переживают острее, чем взрослые.
Рекомендации:
1) Обсудите с ребёнком те ситуации в отношениях с учителем, которые вызвали обиду. Настаивайте на авторитете учителя, объясните ребёнку, что воспринимать критику нужно понимая: сколько людей, столько и мнений.
2) Разговаривая с ребёнком, старайтесь не принимать ни одну из сторон конфликта. Если Вы начнёте защищать учителя, то это значит, что чувства ребёнка в расчет не берутся. Если, наоборот, будете подрывать авторитет учителя в глазах ребенка, то в подобной ситуации он усваивает, что о старших можно отзываться грубо.
Пример правильного ведения диалога родителя с ребёнком:
Ребёнок. Терпеть не могу математичку! Опять на меня наорала!
Родитель. Видимо, ты очень разозлился (так Вы принимаете чувства ребёнка).
Ребёнок. Да уж. Она сказала, что я опоздал на урок.
Родитель. Жалко, что так получилось (применяем способ активного слушания). А ты сам хотел бы больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)?
Ребёнок. Ну да. Постараюсь вставать пораньше (ребёнок сам находит решение).
Родитель. Отлично придумано (вывод)!
3)
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп.
|
|
Наедине с учителем обсудите их конфликт с ребёнком, выскажите своё мнение по этому поводу.
Попросите учителя быть внимательнее в общении с ребенком. Объясните, что на его замечания ребёнок только
обижается и не понимает, чего от него хотят. Попросите учителя обратить внимание на поведение и настроение ребёнка, быть более лояльным и справедливым к нему.
6. Конфликты с одноклассниками – всё, что ассоциируется с совместным времяпрепровождением с одноклассниками, вызывает у ребёнка протест и нежелание взаимодействовать.
Рекомендации:
1) Понаблюдайте за Вашим ребенком, за тем, как он рассказывает о школе. Если на ваши вопросы: «У вас дружный класс?» или «С кем ты дружишь?» ребёнок начинает уходить от темы, запинаться, нервничать, значит, причина в его взаимоотношениях школьной средой.
2) Напрямую выяснять причину конфликта не стоит. Если Вы спросите ребёнка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «С кем на этом раз подрался?» у Вас решить проблему не получится, поскольку такие вопросы заставят его не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него травмирующая ситуация. Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринужденнее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребенка. Например, посмотрите вместе детский фильм на школьную тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник прокомментирует увиденное, и
лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым и жизненным, а какие проблемы – надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? Чем они отличаются? Пусть ребенок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная» школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.
3) Постарайтесь объяснить ребенку, что все люди очень разные, кто-то может ему нравится, кто-то может ему не нравится. Также и он может быть кому-то симпатичен, а кому-то нет, это абсолютно нормально. Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно.
4) Пример правильного ведения разговора родителя с ребёнком:
- Принимайте чувства ребенка: «Ты был очень разозлен на него?»
- Расскажите, как можно было решить конфликт: «Если ты с чем-то не согласен, скажи, что тебе не нравится, а не завязывай драку».
- Выразите свое мнение, не переходя на личности: «Не люблю драки».
- Опишите свои ожидания: «Я верю, что в следующий раз ты будешь решать проблемы мирным путём».
- Вместе придумайте, как можно изменить ситуацию: «Ты можешь быть более дружелюбным с одноклассниками? Тогда они не будут считать тебя драчуном».
- Предложите альтернативу драке. Если драка назревает, можно сказать сопернику: «Я так рассержен!» – и побоксировать воздух, чтобы дать разрядку рукам. Придумайте свои варианты альтернативы.
7. Трудности с усвоением предмета, отсутствие способностей к определённому предмету.
Рекомендации:
1) Проконсультируйтесь с учителем о том, что вызывает у ребёнка трудности с усвоением предмета: он не понимает материал, он невнимателен, он не выполняет домашние задания или что-то ещё. Попробуйте позаниматься с ребенком дополнительно, если не можете сами, наймите репетитора. Контролируйте, чтобы ребенок выполнял все задания, полученные в школе.
2) Будьте другом своему ребенку. Побуждайте его к искреннему разговору. Расскажите ему, какие у Вас возникали трудности в учебе, что в этом нет ничего страшного, и Ваши родители также когда-то помогали Вам.
3) Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться.
Признак хорошего образования – говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.
Ралф Уолдо Эмерсон.
|
|
Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную
«четвёрку», а родители недовольны: они рассчитывали на «девять-десять». У каждого есть свой уровень развития,
надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли Ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачи.
8. Желание ребёнка привлечь к себе внимание родителей – отсутствие интереса к проблемам ребёнка, жизнь по принципу «Когда все нормально, мама (папа) меня не замечает. У неё (него) слишком много дел», побуждает ребёнка плохими отметками стимулировать взрослых: «Послушайте, я здесь, посмотрите на меня!».
Рекомендации:
1) Родителям нужно объяснить ребёнку, что они его любят независимо от того, какие оценки он получает в школе, а просто потому, что он есть.
2) Хвалите стремления ребенка к знаниям. Не отмахивайтесь раздраженно от его вопросов, покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Поощряйте активные вопросы, старайтесь, как можно информативнее отвечать на них. Развивайте любознательность школьника. Способствуйте зарождению новых идей. Ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний. Будьте внимательны к вопросам детей, особенно если они звучат так: «Что это?»,
«Почему так происходит?» и т.д. Начните объяснять, вместе беседовать. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, Вы формируете у ребёнка установку, что процесс познания нового – это интересно, важно, и Вы, как родители, это поощряете.
3) Доверие ребёнка к Вам – это не прямое следствие того, что Вы взрослый, а он ребёнок, Вы более опытный, он – менее. Доверие ребёнка – это его желание быть искренним с Вами. Оно возникает, если Вы готовы
Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
Иммануил Кант.
|
|
слушать и слышать своего ребёнка, без критики и осуждения. Тогда он будет слушать Вас, может быть, иногда соглашаться. Это более сложный путь воспитания. Но Вы будете действительно знать своего ребёнка и видеть, что с ним происходит. Если Вы
знаете только то, что он не делает того, что вы хотите, Вы многократно повторяете ему, что существует единственно правильный и возможный подход – Ваш, то Вы так и не узнаете о том, что он думает об учёбе? Нравится ли ему школа, которую Вы ему выбрали? Как ему удобнее готовить домашние задания? Эти вопросы остаются в тени. Он, возможно, не всё понимает сам, но возможности разобраться в этом Вы его лишаете, поскольку он видит, что для Вас уже всё решено. Узнайте у ребёнка, что он сам думает о том, почему он плохо учится, какой выход видит из сложившейся ситуации, предложите свою помощь.
4) Каждый ребенок хочет радовать родителей, и, вероятно, он просто не знает, как это сделать. Проявляйте интерес к учёбе ребёнка, спрашивайте, как у него прошел день, помогите ему спланировать свой день так, чтоб осталось время отдохнуть и поиграть. Помогите ребёнку определить его сильные стороны, это поможет ему обрести уверенность в себе.
9. Завышенные ожидания родителей и постоянные упреки от взрослых
– когда Вы внушаете ребёнку всю серьезность и необходимость образования,
требуете от него результатов, Вы только запугиваете его и таким образом вызываете у него обратную реакцию, ведь психологически он пока не готов быть взрослым и осознать всю серьезность и необходимость образования.
Рекомендации:
1) Не теряйте чувство меры, стремясь дать ребёнку всестороннее образование. Бесконечные нагрузки переутомляют его, вследствие чего появляется защитная реакция – нежелание учиться. Учитывайте и индивидуальные особенности ребёнка: некоторые дети даже большие объемы материала схватывают на лету, другим же нужно время, чтобы всё
«переварить».
2) Уравновешенно подходите к способностям и возможностям своего ребёнка. Не завышайте планку оценок, которые Вы ждёте от него. Не требуйте невозможного. Определите, что ему по силам, и придерживайтесь этого. Очень часто родители воспринимают ребёнка, как возможность реализовать свои мечты. Например, «Вот я не стал космонавтом, а ты станешь!» Необходимо помнить, что Ваш сын или Ваша дочь – это личность, чьи интересы необходимо принимать и уважать, а не навязывать свои. Не пытайтесь прожить жизнь за своего ребёнка!
3) Будьте осторожнее с введением запретов. Во-первых, не нужно преувеличивать возможности ребенка воспринимать ваши запреты. Даже если ребенок и понимает смысл Ваших слов, в его сознании они надолго не задерживаются. Во-вторых, если Вы ставите ребенку слишком много запретов, он уже перестает на них реагировать. Когда он чувствует, что ему ничего не предлагают взамен, он начинает злиться и ещё активнее настаивает даже на тех вещах, которые ему и не очень-то нужны, но превращаются в способ выяснения отношений с родителями.
10. Скука – ребёнку не нравятся предметы, он что-то не понимает, ему надоедает однообразие учебного процесса.
Рекомендации:
1)
Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон.
|
|
Внесите разнообразие в жизнь детей. Вместе посещайте музеи, художественные выставки, театральные
представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие
познавательных процессов ребёнка: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребёнок овладевает простыми, но необходимыми для него приёмами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования.
2) Каждый день после школы встречайте ребёнка вопросом: «Что сегодня в школе было интересного?». Он будет вспоминать самые интересные и приятные события, и именно они останутся в его памяти. Поэтому на следующее утро он пойдёт в школу, зная, что ему там будет интересно.
11. Накопившаяся усталость или стресс – многие дети страдают от ухудшения самочувствия при стрессовой учебной ситуации. Ребёнок может отлично знать материал, но растеряться при ответе у доски. Может ощутить физическое недомогание (может заболеть живот или голова).
Рекомендации:
1) Для начала определите причину, по которой ребёнок устает. Если усталость физическая, отмените на время дополнительные занятия (спортивные и другие), особенно если на них школьник ходит вечером и
Подходить ко всем детям с одинаковой меркой – несправедливо. У каждого ребенка свои познавательные способности, и у детей есть право на то, чтобы их потребности учитывались.
Мэл Левин.
|
|
поздно возвращается. Усталость может быть и умственная. Её распознают по постоянной рассеянности и забывчивости, невозможности сконцентрировать внимание, систематическому непониманию учебного
материала. В таком случае, ребенку необходимы физические нагрузки и пребывание на свежем воздухе, а компьютерными играми лучше пренебречь. Бывают и очень впечатлительные дети, которые от школьного и домашнего многообразия событий испытывают эмоциональную усталость. Таким детям лучше заменить время просмотра телевизора и сидения за компьютером совместным досугом. Сделайте что-то своими руками: пусть это будет поделка или вышивка, главное, чтобы ребенок расслабился и отвлекся.
2) Помогайте ребенку научиться организовывать своё время, так как для успешного обучения в школе ему нужно уметь выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Вскоре ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.
3) Создайте все условия для полноценного отдыха ребёнка. Обязательно должна быть смена труда умственного на физический труд. Главное, чтобы отдых не был таким, после которого нужно было бы снова отдыхать. Например, долгий просмотр телевизора или чрезмерное увлечение компьютерными играми только навредит и лишит необходимых сил.
12. Все интересы ребёнка находятся за пределами школьных стен – компьютерные игры, спорт, музыка.
Рекомендации:
1) Постарайтесь найти интересную для ребёнка секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к школе. Чем больше он будет занят, тем больше будет дисциплинирован. Однако если секции, кружки, какие-то другие дополнительные занятия не нравятся ребёнку, лучше отложить их посещение на более поздний срок. Не перегружайте Вашего ребёнка, ему нужно время для того, чтобы привыкнуть к новому режиму.
2) Поразмышляйте вместе со своим ребёнком над такими вопросами: какова цель посещения школы и какая от этого польза? Почему важны такие
размышления? Согласитесь, никто не станет стараться и прилагать усилия в каком-нибудь деле, не зная, зачем ему это нужно. Так и ребёнок проявит больше интереса к учёбе, если будет знать чёткий ответ на этот вопрос. Постарайтесь донести до ребёнка, что главное не отметка, а понимание материала, что если он всё усвоил сегодня, то завтра ему будет легко и он сможет помочь тем, кто не справляется. Ребёнку нужно объяснить, что хорошо обучаясь, он умственно растёт и совершенствуется.
13. Ребёнок часто слышит о том, что «всем в жизни» человек обязан не высоким отметкам в школе и не хорошей успеваемости, а удачливости, умению приспособиться к ситуации.
Рекомендации:
1) Вы должны убеждать ребенка в том, что знания делают его сильнее, добавляют ему возможностей получать желаемое. В дополнение к своим
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон.
|
|
рассказам найдите литературные произведения, фильмы, в которых умные побеждают сильных. Ребёнок должен понимать, что знания –
основной способ добиться в жизни того, что хочешь. Приведите примеры успешных людей, которые при помощи хорошего образования и знаний смогли достичь многого жизни.
14. Ребёнок уверен в том, что за него обо всём подумают родители – выберут лучших педагогов, поддержат интерес заниматься в любом кружке, поэтому всякий вид деятельности становится ему не интересен.
Рекомендации:
1) Не забывайте о мотивации ребенка. Покажите, что его образование нужно не родителям, а ему самому. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, кем он хочет стать в дальнейшем. Так Вы сможете объяснить ребенку, что, набираясь знаний, он идёт к своей мечте.
15. Отсутствие навыков самодисциплины – трудно сесть за уроки, когда вокруг столько отвлекающих вещей: сначала интересный фильм по телевизору показывают, потом друг позвал поиграть в новую компьютерную игру. В результате, уроки откладываются на потом.
Рекомендации:
1) Рекомендуется для каждого вида деятельности ребенка предусматривать различные места. Стол и стул с несколькими карандашами и бумагой может находиться в одном месте, а кресло-качалка с книгами – в другом. Наборы для занятий декоративно-прикладным искусством можно расположить в другой комнате, а центры для хранения игрушек там, где они чаще всего будут использоваться. Наличие у ребёнка различных зон для различных занятий позволит ему лучше концентрироваться на том, чем он занимается, научит последовательности, воспитает умение доводить начатое дело до конца.
2) Сформируйте у ребёнка привычку выполнять домашние задания. Присутствуйте при их выполнении, но не выполняйте их сами. Главный смысл помощи должен заключаться в том, чтобы Ваш ребёнок научился
Научиться можно только тому, что любишь.
Иоганн Гёте.
|
|
работать самостоятельно. Поначалу контролируя ребёнка тотально, постепенно переходите к выборочной проверке домашних заданий. Первое время постарайтесь постоянно удерживать его внимание, не давать ему отвлекаться. Перерывы планируйте заранее. Когда Вы заметите, что он спокойно выполняет задания без вашего присутствия, отходите на несколько минут, а потом снова возвращайтесь. Достаточно научить ребенка организовывать свой труд в течение
первого школьного года. Затем дайте возможность ребёнку посильную часть работы выполнять самостоятельно, а
для Вас подготовить вопросы. Выполненную работу оценивайте объективно, разбирайте всё по полочкам и вместе. Не стоит придираться к мелким недочетам. В первую очередь хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех. Помогите ему почувствовать свою силу и способности. Постепенно доверяйте ребёнку самостоятельно готовить уроки, для себя оставьте функцию проверяющего. Если ребёнок просит помощи, не отказывайте ему. Последите за своими реакциями в отношении к урокам – вместо «Ну, что там тебе задали?» спросите «Что интересное там нас ждёт?». Не раздражайтесь и не считайте потерянным то время, которое Вы с ним проведете, – дети это очень чувствуют.
16. Неуверенность в своих силах, заниженная самооценка – урок выучен досконально, но когда время доходит до ответа, ребёнок теряется и у него не получается сконцентрироваться. В результате, он может занять крайнюю позицию: «У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и меня не будут ругать».
Рекомендации:
1) Никогда не приводите в пример других детей и не сравнивайте. Когда ребёнку постоянно говорят о том, что кто-то лучше его, у него непроизвольно развивается комплекс неполноценности. Он уже растёт с сознанием того, что мир принадлежит лучшим, каковым он не является. Запомните для себя, что Ваш ребёнок самый лучший и самый умный. В будущем он станет именно таким, каким Вы его видите сейчас.
2) Хвалите ребенка. Замечайте каждую, даже незначительную победу, так как это побуждение к успехам более весомым и значимым. Не делайте излишних замечаний по всяким пустякам, старайтесь поддерживать его во всём. Вознаграждением для Вашего ребёнка может быть родительское одобрение, совместное времяпровождение или игрушка. Ребёнок будет видеть, что он всё делает правильно, и то, что он делает, доставляет огромное удовольствие его родителям, которые всегда замечают его победы.
17. Индивидуальные особенности ребёнка: медлительность, невнимательность, плохая память, неразвитое мышление – ребёнок плохо усваивает материал, постоянно всё забывает, не может правильно выразить свои мысли.
Рекомендации:
1) Настраивайте ребёнка на активную работу в классе. Если он будет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить в школе и свободного времени будет больше.
18. Неумение ребёнка учиться и получать удовольствие от познания.
Рекомендации:
1) Обсудите с ребенком его интересы. Возможно, уже пришло время расставлять приоритеты, ведь в такой объемной и разносторонней школьной программе его просто физически не может интересовать всё. С другой стороны, точно так же не может быть, чтобы «вообще всё» было неинтересно. Может быть, стоит оттолкнуться от того, чем он увлекается вне школы, а уже потом найти полезную связь со школьными предметами? Возможно, исторические фильмы пробудят интерес к истории, спектакль – к изучению литературы, а биография любимого спортсмена вдохновит на занятия спортом.
2) Постарайтесь построить разговор с сыном или дочерью по следующей схеме:
· Дайте объективную оценку проблеме: «Уже вечер. Ты не сделал(а) уроки».
· Предоставьте информацию: «Уроки сделать проще тогда, когда у тебя есть силы. К примеру, сразу после прогулки».
· Предоставьте право выбора: «С чего ты будешь начинать? С физики или английского?»
· Расскажите о своих чувствах: «Я расстраиваюсь и сержусь, когда ты подолгу не садишься за уроки» или «Я волнуюсь, что тебя завтра вызовет учитель, а ты окажешься не готов(а)».
· Мотивируйте на решение проблемы: «Что можно сделать в этой ситуации?»
· Вместе придумайте удобный для Вас обоих вариант, например:
«Можно начинать делать уроки после прогулки, в 17 часов. Я приду в шесть часов, а проверю уроки у тебя в семь. После уроков можем вместе поиграть в настольную игру или посмотреть какой-нибудь мультфильм».
19. Плохая успеваемость во всём классе – ребёнок не хочет выделяться из общей массы и быть «белой вороной». У него нет положительного примера для подражания.
Рекомендации:
1) Чтобы заинтересовать ребёнка, покажите на своем примере, как Вы любите читать и получать знания. Поддерживайте любопытство ребенка, его стремление ко всему новому, к познанию.
2) Стоит родителям проявить хоть немного последовательности, как всё станет на свои места. Если ребёнок хочет быть «как все», то нужно дать ему понять, что домашние задания – это его личное дело, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, он будет лишён каких-то важных для него жизненных благ. Главное, неукоснительно соблюдать правила Вашей «игры». Тогда выбор в пользу всеобщего безделья окажется невыгодным.
20. Зависимость ребёнка от компьютера или телевизора.
Рекомендации:
1) Ограничивайте время проведения за компьютером или у телевизора.
2) Объясните ребёнку, что учёба – это часть его работы, такой же, как и у Вас, а выполнение домашнего задания – часть его семейных обязанностей, если он не будет этого делать, то лишится права на время за компьютером или у телевизора.
Перейдём к упражнениям, которые могут выполнять все члены семьи. Главная цель упражнений – развитие интереса к обучению в школе в процессе совместной деятельности ребёнка с родителями.
подробнее... / свернуть