Консультация для родителей I «А» класс 27.01.2024 г.
Тема. Особенности учебной мотивации младших школьников
Учебная мотивация младших школьников может рассматриваться как составляющая эффективного учебного процесса.
Мотив — это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Под мотивацией понимают внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Мотивация, представляющая собой систему мотивов, придает деятельности определенный смьісл и направленность.
Учебная деятельность младших школьников имеет для них различный смысл. В структуре учебной мотивации младших школьников называют следующие мотивы:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ, составляют основное содержание
л
учебной деятельности и свидетельствуют о том, что школьники ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы также отражают стремление младших школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знаний.
СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ, связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с окружающей действительностью, социумом (например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности).
К социальным мотивам относят и так называемые позиционные мотивы, которые выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.
ОЦЕНОЧНЫЙ МОТИВ характеризует стремление ребенка учиться ради высоких оценок.
Сочетание названных выше трех мотивов обучения в школе обуславливает высокий уровень учебной мотивации младших школьников и способствует позиции успевающего ученика.
ИГРОВОЙ МОТИВ отражает еще незрелую позицию школьника, характеризует стремление ребенка посещать школу, потому что там много детей, с которыми можно играть.
ВНЕШНИЙ МОТИВ проявляется тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и другие. Последние два мотива являются побочными, внешними по отношению к учебной деятельности. Доминирование таких мотивов обуславливают низкий уровень учебной мотивации.
Предлагается и классификация мотивов учения, проявляющихся в двух противоположных тенденциях: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Младшие школьники, у которых преобладает мотив достижения успеха, ориентированы на позитивные цели и стремятся к активной их реализации; при этом они выбирают адекватные средства, направленные на достижение поставленной цели. Учебная деятельность вызывает у них положительные эмоции. Мотив достижения успеха способствует мобилизации внутренних ресурсов и оптимальному сосредоточению внимания. Данный мотив проявляется в желании хорошо, правильно выполнять задания, получать необходимый результат. В начальных классах этот мотив нередко становится доминирующим, а в совокупности с познавательным мотивом представляет ценное сочетание для успешного учения.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи. Мысли и действия учащихся с доминирующим мотивов избегания неудачи подчинены именно этому стремлению. Учебная деятельность этих детей связана с отрицательными эмоциями, не доставляет ученику удовольствия от выполняемых заданий. Данный мотив характерен школьникам, неуверенным в себе, с низкой самооценкой. Любые сложности учебных заданий вызывают страх.
Младшие школьники, у которых преобладает мотив достижения успеха, свои победы и неудачи склонны объяснять силой своего старания, приложенными усилиями. Ученики, у которых преобладает мотив избегания неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей, стечением внешних обстоятельств или обычным невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность", которая проявляется в том, что ученик впоследствии отказывается выполнять даже самые простые задания, поскольку он не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным.
В качестве благоприятных характеристик учебной мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, любознательность, широту интересов, их устойчивость.
Среди негативных характеристик, препятствующих обучению, называют:
неустойчивость интересов младших школьников;
ситуативность интересов, которые при этом быстро удовлетворяются и без поддержки учителя угасают и впоследствии не возобновляются;
недостаточная осознанность учебных мотивов, проявляющаяся в неумении ученика объяснить, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете;
недостаточная обобщенность учебных мотивов, проявляется в том, что ученики охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам;
мотивационная ориентировка школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности.
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к обучению, называемый иногда "формальным и беспечным отношением к школе".
Таким образом, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
подробнее... / свернуть