Средняя школа №6 г. ПинскаПедсовет
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педсовет

Адаптация ребенка к школе

просмотреть презентацию

Рекомендации учителям-предметникам, работающим в 5 классе

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

   Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:

  • адаптацию биологическую
  • социальную, или личностную.
  • психологическую 

 Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья ребенка, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

 Сколько длится адаптационный период?

Это зависит от многих факторов. Если для одного ребенка адаптационный период длится месяц, то для другого он может продлиться весь учебный год. Во многом это зависит от того, насколько ребенок активен, адаптивен, как он строит коммуникацию с другими детьми, с взрослыми. Дети-интроверты могут переживать этот период особенно тяжело, потому что все свои переживания они оставляют внутри. Тогда как экстраверт легко выплескивает свои эмоции: сначала пошумит, переплачет, а через месяц уже перестроится. Коммуникабельные дети также легче вливаются в новый коллектив.

Как характеризуется поведение школьников в этот период?

В этот период может наблюдаться повышенная усталость: если летом вы не могли его спать уложить до десяти часов вечера, то теперь он в девять часов валится с ног, и уже ни сказок, ни историй на ночь ему не нужно. Для этого периода также характерно неверие в свои силы: я боюсь, у меня не получится и так далее. Капризы, истерики типа «не пойду я больше в вашу школу».
Некоторые дети уходят в себя. Другие, напротив, проявляют агрессию. Проявления могут быть самыми различными.

На что нужно обратить внимание родителям?

Прежде всего, родители должны понимать, насколько ребенку тяжело. И, конечно, необходимо быть внимательным к его поведению, настроению, состоянию здоровья. Если ребенок начинает грызть ручки, карандаши, постоянно обгрызает ногти, особенно если он не делал этого прежде, - это может быть поводом обратиться к неврологу. Как и в любой стрессовый период, могут дать знать о себе «старые болячки»: заикание, расстройства желудка, нервные тики.

Учитывает ли школьная программа наличие периода привыкания к школе?

Начать следует с того, что обучение в первом классе регламентировано требованиями санитарных норм, а также письмом Министерства образования об организации обучения в первом классе. Эти документы учитывают период адаптации школьников, на него отведена вся первая четверть. Предполагается особая организация режима школьной жизни первоклассника: учебные занятия проводятся в первую смену, учебная неделя пятидневная, режим обучения носит ступенчатый характер.

В наиболее острый период адаптации – в сентябре и октябре - ежедневно проводятся три урока по 35 минут каждый, а четвертый урок проводится в нетрадиционной форме - заполняется прогулками, экскурсиями, развивающими играми с двигательной направленностью. Кроме того, впервой четверти после второго урока обязательно проводится динамическая пауза: прогулка на улице, подвижные игры или экскурсия. На каждом уроке предусмотрены две физминутки. Также в период адаптации не осуществляется балльное оценивание.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.

Программа для учащихся 5 класса разработана Министерством образования Республики Беларусь в 2015 году с учетом возрастных особенностей. К каждому учебному предмету четко сформулированы цели и задачи изучения программного материала. Сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Новый учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» во взаимодействии с другими гуманитарными предметами вносит весомый вклад в развитие духовно-нравственных, эмоциональных и творческих качеств личности; способствует самоопределению и самореализации подрастающего поколения в современном мире.

Какие существуют рекомендации, чтобы адаптация прошла успешно и безболезненно?

Психологическая готовность к школе имеет первостепенное значение. Ребенок должен быть позитивно настроен на то, что ему предстоит обучение, а это серьезный процесс, требующий усилий.
Важно настроить ребенка, что потребуется упорный кропотливый труд, даже если что-то не получается с первого раза.

Обратите особое внимание на выполнение домашней работы. Вариант, при котором ребенок находился в школе с раннего утра, честно «отработал» уроки пришел домой и делал домашнее задание сначала с бабушкой, а потом до двенадцати ночи переписывал его «на чистовую» с мамой, неприемлем. Не каждый взрослый выдержит такой режим.

Лучшее время для выполнения домашнего задания - с четырех до пяти часов вечера.

Кружки, особенно новые, лучше отложить до начала второй четверти, когда ребенок немного освоится в школе. При этом выбирать лучше такие занятия, которые отвлекут ребенка от учебы и доставят удовольствие.

Как не перегрузить ребенка в этот период?

Главная роль в этом отводится учителю. Обеспечить частую смену деятельности (не более семи минут на один вид), проявить терпение, поддержать, не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать - все это задачи учителя.

Что можно порекомендовать родителям?
Для удобства выделим две основные задачи адаптации: научиться организовывать свой труд и научиться общаться со сверстниками.

1. Разберем первую задачу – научиться трудиться.

Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции. Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу, запишите ребенка в секцию. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные. Никогда не обсуждайте с ребёнком учителей, необходимо формировать положительное отношение к школе.

Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается , не делайте его за него, а делайте вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно.

Важно: отметки в дневнике – результат за работу. Обязательно внушайте детям, что «2» можно исправить, задание выучить. Для этого - сесть вместе с ребёнком, взять учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так, каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе к 8, 9 классу материал будет запущен, и не будет сформирована привычка к систематическим самостоятельным занятиям.

2. Как помочь решить вторую задачу – научиться общаться?

Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно.

Важнейшее условие школьного успеха — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Обязательное познакомьтесь с его одноклассниками и организуйте общение ребят после школы.

Недопустимо запугивание, критика в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор и т.д.. Так, ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.

Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Как понять, что период адаптации завершился?

Если ребенок не болеет, показывает стабильное эмоциональное состояние, хорошую работоспособность и успеваемость, выполняет социальные функции, присущие его возрасту, то вас можно поздравить – ваш ребенок успешно адаптировался к условиям школы!

Признаки успешной адаптации:

¢удовлетворенность ребенка процессом обучения;

¢ребенок легко справляется с программой;

¢степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

¢удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем

Признаки дезадаптации в школе:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Решение педсовета:

  1. Соблюдать преемственность форм и методов  приорганизации образовательного процесса в первом и пятом классах
  2.  Учителям - предметникам и классному руководителю будущего 5 класса изучать результаты мониторингов образовательного процесса в 4-м классе, посетить уроки, внеклассные мероприятия для построения эффективной образовательной работы в следующем учебном году.(апрель-май )
  3. Учитеям – предметникам, работающим в пятом классе, с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям  на уроках.
  4. Учителям школы через индивидуальную работу с учащимися, факультативные занятия, поддерживающие и стимулирующие занятия повышать уровень успеваемости учащихся