08.04.2021 - ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШАГ»
ГУО «Средняя школа №6 г. Пинска»
Байдак Алена Антоновна,
классный руководитель Xкласса
Балышева Ольга Викторовна,
классный руководитель XI класса
Тема: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»
Цель: приобщение учащихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям.
Задачи:
информировать учащихся о духовно-нравственных ценностях с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
способствовать формированию моральных качеств, социальной активности и ответственности учащихся, раскрытию внутреннего положительного потенциала каждого учащегося;
развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам духовных и нравственных ценностей;
формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.
Приглашенные: иерей Виталий, настоятель прихода храма Святителя Кирилла Туровского
Оснащение: мультимедийное оборудование,презентация «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений», презентация «С добротой по миру»; видеоролик «Вручение премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», интерактивное упражнение «Пословицы и поговорки» (https://learningapps.org/display?v=pfpf88wha21), книжная выставка.
Ход информационного часа:
Слово учителя:
Эпиграф
Без человечности не будет
вечности.
П. Панченко
Давайте обратимся к эпиграфу. Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете? Что по-вашему означает слово «человечность»? (действительно, человечность – это такое качество личности, которое отражает морально-нравственные принципы, а именно – любовь и уважение к другим людям, не причиняя им зла, предлагая сотрудничество и взаимопомощь.)
Посмотрите на «облако слов» и попробуйте сформулировать тему нашего информационного часа.
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.
Тема нашего информационного часа «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений». Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна. Сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
«В моральном устроении заключается величайшее украшение мира». Значение этих слов великого мыслителя И. Канта с особой ясностью и остротой воспринимаются сегодня, когда человеческое сообщество все более активно и настойчиво вступает в информационную эру, выходит на новые рубежи научно-технического знания, осваивает передовые коммуникационные технологии. Но в то же время в этом глобальном по своим масштабам процессе, как никогда еще в истории, все тяжелее и болезненнее ощущается дефицит добра и человеческой теплоты в отношениях между людьми. Современный научно-технический прогресс значительно опередил по своим темпам нравственный прогресс, что при сохранении прежних нравственных проблем породило новые формы бездуховности, жестокости, насилия, враждебности.
Проблема гуманизации, «очеловечивания» человека становится одной из приоритетных задач развития современного общества, на реализацию которой должны быть направлены как потенциал различных государственных и общественных институтов, так и усилия самой личности, ориентированной на самовоспитание и достойную самореализацию в жизни общества.
Своеобразным стержнем внутреннего мира человека являются нравственные ценности, которые занимают особое место среди множества проявлений человеческой духовности. Поэтому сегодня все более активно поднимаются вопросы духовно-нравственного характера.
Ведущий 1:
В повседневном общении представления о нравственности достаточно часто ассоциируются с такими выражениями, как «быть человеком», «жить по-человечески», «человеческие законы», «поступать по совести», «работать по совести», «относиться с уважением» и др. Человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, ответственность, честность – эти и другие качества, проявляясь в жизни человека, превращают нравственность из теоретической конструкции в реально существующий феномен. Человек становится неповторимой личностью, открывает и совершенствует, говоря словами Канта, «человеческое в себе», то есть «заложенные в нас прекрасные задатки добра, делающие человека достойным уважения».
Ведущий 2:
В обществе заметно повысился интерес к национальным культурным ценностям. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что именно на основе формирования прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Нация, утратившая свои духовные основы, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее общества и государства определяется бережным сохранением и развитием культурно-исторического наследия, народных традиций и норм общественной жизни. Все это обуславливает актуальность гражданско-патриотического воспитания в современном обществе.
Гражданственность и патриотизм, соблюдение законов и уважение прав являются важнейшими нравственными качествами человека, в которых выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, их истории и культуре.
Ведущий 1:
Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие – вот характерные черты белорусов. Эти особенности ценностных ориентаций поведения людей в полной мере относятся к традиционным ценностям.
Исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.
Исторически преемственная толерантность белорусской нации, межэтническое и межконфессиональное согласие в белорусском обществе в целом по праву являются визитной карточкой нашей страны.
В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют:
любовь к Родине, которая проявляется в уважительном отношении к родному краю, заботе о сохранении и приумножении его богатства;
терпимость – умение прислушаться к чужому мнению, уважение к людям с другими взглядами, религией;
толерантность, выражающаяся в отсутствии вражды, в склонности к компромиссам, поиске справедливости без насилия.
Ведущий 2:
Одной из традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Именно в отсутствии чувства социального или национального превосходства, в мирном сосуществовании с другими народами проявляется миролюбие белорусов. Поэтому практически все люди, которые приезжают в Беларусь, выделяют наше гостеприимство.
В религии стали видеть гарантию стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев общества, возрождения национальных традиций народа.
Ведущий 1:
Вот уже более двадцати лет в нашей стране отмечают заслуги тех, чья жизнь и работа пронизаны идеями гуманизма. Ведь любая страна сильна своими традициями и духовными ценностями. Это то, что формирует нравственный фундамент нации. И то, без чего невозможны мир и спокойствие в обществе. За свою многовековую историю белорусский народ сумел сохранить свои лучшие качества, в том числе трепетное отношение к своим истокам, уважение к своему прошлому, веру в настоящее и будущее.
Духовное возрождение – дело общее. Закономерно, что с самого начала премия «За духовное возрождение» не ограничивалась рамками православного вероисповедания. Настоящая душа широка, щедра и дружелюбна. Именно такова душа Беларуси, душа белорусского народа, который умеет ценить единство и выстраивать его.
Название премии «За духовное возрождение» предполагает наличие у претендента, помимо творческих и гуманитарных заслуг, также безупречных моральных и нравственных качеств.
Белорусская премия «За духовное возрождение» по-своему уникальна. В один день из рук Президента получают награды абсолютно разные люди. Известные деятели культуры и искусства, отмеченные званиями и наградами, и самодеятельные артисты. Музейные работники и библиотекари, медики и педагоги, священнослужители и светские люди.
Просмотр видеоролика «Вручение премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение»
Ведущий 2:
Выступая на церемонии вручения премии «За духовное возрождение», Президент Беларуси Александр Лукашенко особо отметил, что ушедший из жизни митрополит Филарет, почетный Патриарший экзарх всея Беларуси, был настоящим героем Беларуси. Митрополита Филарета очень любили и любят верующие, он считается одним из самых уважаемых белорусских архипастырей.
Церковные и светские власти отмечают его большой личный вклад в духовное возрождение белорусского общества, развитие отношений между церковью и государством, воспитание в людях милосердия и христианских ценностей, воссоздание храмов и церквей.
Подвижническая просветительская деятельность почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, его большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа были отмечены высокими государственными наградами: орденами Отечества III степени, Почёта, Дружбы народов, Франциска Скорины, и другими. За многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога в 2006 году митрополиту Филарету было присвоено звание «Герой Беларуси».
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».
Вопросы для обсуждения:
Духовность, нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. Что для вас означают эти понятия?
Достижения в каких сферах деятельности отмечаются присуждением премии «За духовное возрождение»?
Как вы думаете, почему Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко уделяет особое внимание сохранению и развитию национального культурного наследия, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, утверждению духовных ценностей и нравственных традиций, идей человеколюбия, благотворительности и милосердия?
Какими высокими государственными наградами за личный вклад в духовное возрождение белорусского народа отмечена подвижническая просветительская деятельность почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета?
Какие нравственные нормы поведения являются для вас основополагающими в вашей жизни? Почему?
Ведущий 1:
У нас сегодня присутствует гость. Это иерей Виталий, настоятель прихода храма Святителя Кирилла Туровского. С гордостью могу сказать, что отец Виталий – выпускник нашей школы. По словам учителей, которые с ним работали, это доброй и великодушной души человек. Он всегда был чутким и отзывчивым, никогда не отказывал в помощи. А ещё отец Виталий – замечательный семьянин и отец троих детей.
Слово предоставляется иерею Виталию.
Вопросы учащихся:
Как изменилась Ваша жизнь после того, как Вы уверовали в Бога?
Как самому научиться думать и поступать правильно?
Какое значение вера играет в жизни человека?
Можно ли молиться Богу своими словами, не зная молитвы?
Как можно изменить человека в лучшую сторону?
Счетчик вопросов – лучший вопрос.
Ведущий 2:
Какой вопрос, по- вашему мнению, был самый интересный?
Учитель:
Послушайте притчу.
«У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого плохого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
– Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?
– Гвоздей-то нет, а дырки остались, – ответил сын».
Как вы думаете, почему заплакал мальчик?
На ваш взгляд, хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Что, по-вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей?
Проанализируйте слова В.Г. Белинского: «Есть много родов образования, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Одно образование делает вас ученым человеком, другое – человеком светским, третье – административным, военным, политическим. Но нравственное образование делает вас просто человеком».
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ».
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Какие шаги вы можете и готовы предпринять уже сейчас для процветания родной страны?
Учащаяся:
«Лучший способ сохранить память о добрых делах – повторять их»
Я хотела бы рассказать о благотворительной организации «С добротой по миру», волонтером которой, может стать любой желающий.
Благотворительное общественное объединение «С добротой по миру» пять лет стоит на страже добрых дел в Пинске и оказывает гуманитарную, материальную и духовную помощь уязвимым слоям населения, в том числе социальным и медицинским учреждениям.
Проекты благотворительного объединения «С добротой по миру»:
социальный проект «БлагоДарю»;
проект «Волонтерский год»;
творческая мастерская «Волшебный мир»;
больничные клоуны «С улыбкой – к каждому»;
проект «Вместе»;
программа «1 рубль дому ребенка».
Сделать пожертвование может любой житель Республики Беларусь.
Вы тоже можете стать волонтером и творить добро вместе с единомышленниками.
Каждый волонтер получает: друзей, компетенции, знакомства, путешествия, много улыбок и возможность сделать мир лучше.
Чтобы стать волонтером и частью большой команды, нужно заполнить анкету на сайте благотворительной организации «С добротой по миру» (dobrotapinsk.by) и с вами свяжется волонтер.
Учащаяся:
В современном мире очень остро стоит вопрос здоровья людей, как физического, так и морального. Профилактической работе, направленной на предупреждение негативных ситуаций и факторов, влияющих на здоровье человека, уделяется большое внимание. В нашем городе работу в данном направлении ведут волонтеры-инструкторы клуба «Ровесник-Ровеснику», членом которого я являюсь.
После сдачи экзамена в 2019 году мне была присвоена квалификация волонтер-инструктор равного обучения с правом проведения тематических встреч с детскими и подростковыми группами по тематике здорового образа жизни.
Стать членом клуба может каждый желающий. Опорная площадка клуба размещается в ГУ «ЦДОДиМ г. Пинска», информация о нем размещена на сайте данного учреждения.
Необходимо отметить, что благодаря занятиям в данном клубе, я обрела уверенность в себе и нашла новых друзей.
Учитель
Мы сегодня много говорили о качествах и поступках человека. А что об этом говорили наши предки? Перед вами пословицы. Вы должны соединить одну часть пословицы со второй и объяснить ее значение. https://learningapps.org/display?v=pfpf88wha21 (ссылка на интерактивное упражнение)
Правда светлее солнца, дороже золота.
Доброму слову и добрая слава.
Добро сеять – добро и пожинать.
Не имя красит человека, а человек имя.
Не хвали себя, а старайся, чтобы другие тебя хвалили.
Друга иметь – себя не жалеть.
Сделав добро, не хвались, а не сделав – стыдись.
Человек без Родины – соловей без песни.
Рефлексия:
Дерево еще в древние времена считалось символом жизни. Оно подпитывает все вокруг положительной энергетикой, которую ему дает мать-земля. А как вы считаете, какие человеческие качества и поступки могут приумножить эту положительную энергетику. У каждого из вас на столе прикреплены листочки. Напишите, пожалуйста, на этих листочках ответ и прикрепите их к дереву.
Учитель:
Подводя итог встречи, хотелось бы верить, что вы сами сможете сделать достойный выбор в разрешении главных, фундаментальных вопросов человеческой жизни. Хотелось бы, чтобы ваш духовный и нравственный выбор был свободным и обдуманным, опирающимся на вашу совесть, совесть, не порабощенную примитивными временными удовольствиями и фантастическими мечтаниями. Хотелось бы, чтобы на многотрудном жизненном пути, прежде чем совершить какой-либо поступок, вы научились спрашивать себя: доброе ли это дело? по совести ли я поступаю, по-человечески ли?
подробнее... / свернуть