А1. Пишется А на месте пропуска в словах:
1) раздр…жённый
2) к…нтинент
3) п…родия
4) столпотв…рение
5) м…кать в краску
А2 . Пишется буква Е на месте всех пропусков в рядах:
1) обж…гаться, гр…бешок
2) пр…имущество, пр…держать
3) пр…дательство, бл…снуть
4) арт…ллерия, пр…щёлкивать
5) в…нтиляция, зазв…неть
А3. Двойные согласные пишутся в словах:
1) би(с,сс)ектриса
2) воробьи(н,нн)ый
3) по(д,дд)акивать
4) обе(л,лл)иск
5) стекля(н,нн))ый
А4. Пишется О на месте пропуска в словах:
1) растуш…вывать
2) ш…рты
3) с левш…й
4) освещ…нный
5) обж…ра
А5. Одна и та же буква пропущена в рядах:
1) сверх…естественно, с…агитировать
2) дружеский роз…грыш, ходить на ц…почках
3) меж…гровой перерыв, ц…рковный служитель
4) широколиц…й, сестриц…н
5) упасть навзнич…, ты волнуеш…ся
А6. Пишется Е на месте пропуска в рядах:
1) карандаш…к, в неподобающ…й обстановке
2) при заселени…, дрогнувш…й рукой
3) быть на футбол…, о приезж…м человеке
4) на пишущ…й машинке, ружь…цо
5) без этой строгост…, сирен…вый
А7. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) он наде…тся
2) повер…вший
3) разрабатыва…мый
4) если вы обижа…тесь
5) подсматр…вать
А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:
1) (не)укоснительно выполнять; (не)красный, а жёлтый жакет
2) абсолютно (не)выученный урок, (не)взлюбить соседа
3) (не)жаль времени, ничем (не)объяснимый поступок
4) (не)закрытый на ключ шкафчик, отнюдь (не)верное решение
5) (не)записывая в блокнот, афиши (не)напечатаны
А9. Укажите номера пропусков, где пишется НИ:
По сюжету произведения, один человек перебрался на сто лет вперёд и (1)н…мог (2)н…заметить, что на Земле, куда (3)н…глянь, исчезло всё живое, так что он (4)н…разу (5)н…натолкнулся на какие-нибудь признаки жизни.
А10. Через дефис пишутся слова:
1) (молочно)мясной
2) (рыже)бородый
3) (полу)устав
4) (по)беличьи
5) (древне)белорусский
А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Из-за поворота показалась машина, и дети бросились (в)рассыпную.
2) Портниха сложила ткань (в)двое.
3) И в то(же) время он очень эмоционально переживал всё, что происходило с героями книги.
4) Пришёл он в нашу семью с одним чемоданчиком, (при)том очень стареньким.
5) Она имела (в)виду прошлые заслуги мужа, когда с гордостью говорила о нём.
А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Лучший способ избежать ссоры _ сохранять олимпийское спокойствие.
2) Образ _ есть форма мышления в искусстве.
3) Южные звёзды _ великолепны.
4) Деревья, кусты, травы _ всё зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветра.
5) Статья, очерк, памфлет _ это жанры публицистического стиля речи.
А13. Какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены)?
[… сущ.,|причастный оборот|, …]
1) В сумерки тётушка сажала меня перед собой и погладив по голове начинала рассказывать сказку.
2) Этим летом поехал я в Тарусу тихий городок на Оке и остался там до осени.
3) Под ногами приятно похрустывала оставшаяся от буйной и сочной травы короткая и ровная щетина.
4) Осенью дорога запятнанная опавшими листьями была похожа на шкуру леопарда.
5) В заснеженной деревушке только струйки дыма поднимавшиеся от печных труб прямо к небу напоминали о притаившейся жизни.
А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) К счастью стремится каждый человек.
2) За эту минуту однако я успел подавить в себе противный страх.
3) Он кажется первым обратил внимание на это противоречие.
4) Нам известно что лицейские годы были самым дорогим его воспоминанием.
5) Они вряд ли смогут вернуться домой засветло.
А15. Какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)? [ ], и [ ].
1) Правда стучится в сердца преодолевая любые пространства и не может быть остановлена никакими границами.
2) Мою жену мало волнуют подобные слухи и вы можете не придавать им никакого значения.
3) Разговор с директором всколыхнул воспоминания и эти воспоминания были неприятны.
4) За окном гремели колёса тяжёлых повозок и ритмично цокали конские копыта.
5) Моих университетских товарищей-москвичей с дошкольного возраста водили по театрам и для них были доступны столичные музеи и галереи.
А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Психологи утверждают, что, когда человек рассказывает сон, он невольно кое-что сглаживает, подкрашивает, чтобы поднять сновидение хотя бы до уровня реальной нелепости.
2) Лиза сказала Егору Павловичу, что жизнь её не удалась и заплакала, направляясь в свою комнату.
3) Всё свидетельствовало о том, что это место ещё в древности предназначалось для отдыха путников, и что когда-то здесь всё было сделано заботливой человеческой рукой.
4) Не помню, почему произошла во мне эта перемена и сколько мне было тогда лет.
5) Заметив что их боятся, трусы становятся смелыми.
А17. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части.
1) Пахомов не начинал работать _ он ждал Швейцера.
2) Рассказывать об Аристотеле очень непросто _ слишком большой промежуток времени отделяет его от нас.
3) Нас занимал вопрос _ почему мы не выходим в море?
4) Вышли из дома _ солнце тут же ударило в глаза.
5) Не сошлись характерами _ не бывать дружбе.
А18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
1) «Степан же ветеринар», - спокойно пояснила Галя. – «Причём один из лучших»,
2) «Столько вопросов сразу, - усмехнулся Чванов и, достав небольшую, красиво изогнутую трубку, поинтересовался: - Не возражаете?»
3) Л.Толстой утверждал: «Сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».
4) «Пусть к прокурору сходит», - посоветовал один из присутствующих.
5) Драматург Мольер как-то сказал, что: «в обещаниях все люди сходны».
А19. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
1) Речь тайцев сначала кажется не чем иным _ как набором гласных, которых распевают то протяжно, то весело, то низким, то высоким голосом.
2) Радость недолговечна _ как полёт бабочки.
3) Иногда и не заметит человек первого седого волоса _ как не замечает он порой первого жёлтого листа.
4) На острове было великое множество _ как белых _ так и голубых песцов.
5) Доктор Беленький произнёс сердечную речь о Павле Петровиче _ как о деятеле науки.
А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Всё было заминировано (1) _ и (2) _ для того чтобы пробраться к Сальково, оставалась только узкая полоска с двух сторон железной дороги; командир осознавал опасность (3) _ и сложность ситуации (4) _ и думал только об одном (5) _ во что бы то ни стало нужно добраться до своих.
А21. Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие:
1) утюжка
2) сустав
3) картошка
4) ищейка
5) обтяжка
А22. Производящее и производное слова объединены правильно в парах:
1) лечение → лечебный
2) подготовить → подготовительный
3) земля → заземлить
4) развеять → развеиваться
5) дикий → дикарка
А23. Укажите предложения, в которых выделенное слово является прилагательным:
1) Всё стало понятно после твоего объяснения.
2) Гора становилась всё круче, и мы поднимались с трудом.
3) Село окружают сосновые леса и жёлтые сыпучие пески.
4) В Пуэрто-Рико установлен стометровый памятник Колумбу.
5) Зноем пышет неподвижный воздух, и трава сохнет быстро.
А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?
Беккерель испытал радость, о которой мечтает любой учёный.
1) начальная форма – испытывать
2) совершенного вида
3) переходный
4) в форме изъявительного наклонения
5) в форме 3-го лица
А25. Речевые нормы нарушены в предложениях:
1) Я мечтаю усвоить профессию программиста, потому что она очень интересная.
2) Роман построен на реальных исторических факторах.
3) Во второй половине XIX века русская литература развивалась особенно быстро.
4) Гнёзда большинства певчих птиц имеют форму открытой чаши.
5) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.
А26. Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:
1) Своего пуделя мы (стрижём, стригём) раз в месяц.
2) Передайте для (их, них) хорошую песню.
3) Попробуйте варенье из (абрикосов, абрикос).
4) В (обеих, обоих) зеркалах отразилось его бледное лицо.
5) По клавишам следует ударять (менее резче, менее резко).
А27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
1) Мальчик поинтересовался, зачем принесли так много бумаги.
2) Вчера добрался до Ялты и встретил там многих приехавших друзей на отдых.
3) В оранжерее не только выращены розы разнообразных сортов, но и орхидеи.
4) Не стану препятствовать твоё продвижение по карьерной лестнице.
5) Услышав ответ, лицо девушки побледнело.
А28. Правильными являются утверждения:
1) Части речи, грамматические свойства слов и правила их словоизменения изучаются в морфологии.
2) Разговорный стиль речи используется в беседе со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке.
3) Действительные причастия прошедшего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.
4) Предложение Мне стало скучно является односоставным определённо-личным.
5) В глагольных формах прожить, прожила ударение падает на последний слог.
Текст к заданиям А29-А32 и В1-В4
(1)Папоротники – это древнейшие растения, появившиеся около 400 миллионов лет назад. (2)Гигантские папоротниковые растения во многом определяли облик планеты в конце палеозойской – начале мезозойской эры.
(3)Современные папоротники сильно различаются по размерам, жизненным циклам, особенностям строения. (4)Широкое распространение папоротников по всему земному шару обусловлено устойчивостью к переувлажнению, громадным количеством производимых спор. (5)Папоротники встречаются в лесах, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов. (6)Но самое их большое разнообразие – в местах, где тепло и сыро, в тропиках и субтропиках.
(7)У папоротников ещё нет настоящих листьев. (8)То, что у папоротника напоминает лист, - это не лист, а целая система ветвей, расположенных в одной плоскости.
(9)Значение папоротников в жизни человека не так велико по сравнению с семенными растениями.
(10)Некоторые папоротники употребляются в пищу, например страусник обыкновенный. (11)Однако многие их виды ядовиты. (12)Наиболее токсичными из произрастающих в средней полосе папоротников являются представители рода щитовников. (13)Экстракты из щитовника используются в медицине.
(14)С девятнадцатого века папоротники используют как комнатные растения. (15)Орхидеи часто выращивают в почве, содержащей густо переплетённые тонкие корни папоротника.
(16)Стволы древовидных папоротников служат в тропиках строительным материалом, а на Гавайях их крахмалистую сердцевину используют в пищу.
А29. Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют его содержанию:
1) Папоротниковые растения появились на Земле в глубокой древности.
2) Все современные папоротники очень похожи друг на друга.
3) Основной ареал распространения папоротников – страны с холодным и засушливым климатом.
4) Папоротники не так широко используются человеком, как другие растения.
5) Некоторые папоротники могут служить продуктом питания.
А30. Укажите, какие характеристики соответствуют данному тексту:
1) научный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи – повествование
4) тип речи – описание
5) задача речи – сообщить читателю объективную информацию о папоротниках как виде растений.
А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 5-е и 6-е предложения:
1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
А32. Укажите синоним и антоним к слову, выделенному в 4-м предложении:
1) синоним – огромное
2) синоним – мощное
3) синоним – крупное
4) антоним – значительное
5) антоним – небольшое
Часть В
В1. Найдите в 4-м предложении слово, строение которого соответствует схеме: приставка+приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте _____________________________________.
В2. Найдите в 3-м предложении словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово. _______________________________________________________.
В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 9-м предложении. Ответ запишите в И.п. ____________________________________________.
В4. Найдите среди предложений 3-6 сложноподчинённое предложение. Номер предложения запишите цифрой _____________
В5. В приведённом ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено в тексте):
Все, кого приходилось расспрашивать об этом ущелье, включая геологов, скалолазов и дорожников, едины в одном: до открытия тоннеля, обходящего это одно из самых красивых и зловещих мест в окрестностях города, дорога на Красную Поляну всё равно будет опастной.
В6. Определите значение слов (в первом столбце) и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. привередливый
Б. гуманный
В. идентичный
Г. динамичный
|
1. человеколюбивый, отзывчивый, нацеленный на благо других
2. отличающийся излишней чувствительностью
3. слишком разборчивый, прихотливый, такой, которому трудно угодить, капризный
4. тождественный, полностью совпадающий
5. богатый движением, действием, внутренней силой
|
В7. Определите, сколько Н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. У меня нет сомнений, что это произведение подли…о.
Б. Костомаров говорил заинтересова…о и бодро.
В. Мне рекомендова…о обратиться за помощью к вам.
Г. На праздничном столе серебря…о блестели подсвечники.
|
1. одна буква Н пишется в краткой форме страдательного причастия
2. одна буква Н пишется в наречии, образованном от прилагательного с одной буквой Н
3. две Н пишутся в наречии, образованном от прилагательного (или причастия) с двумя буквами Н
4. две буквы Н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с двумя буквами Н
5. одна буква Н пишется в краткой форме прилагательного, полная форма которого пишется с одной буквой Н
|
В8. Определите средство связи в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Если вы дерётесь за какое-то дело, обязательно доведите его до конца.
Б. Трудно было определить, куда тянул поток воздуха.
В. Надо спешить с уборкой сена, поскольку синоптики обещают дожди.
Г. Путешественники знали, что ждёт их впереди.
|
1. союз
2. союзное слово
|
подробнее... / свернуть